- Кукольный театр, концерты
- Площадки, парки, ZOO
- Больницы Москвы
- Женские консультации
- Мед. центры Москвы
- Поликлиники Москвы
- Роддома Москвы
- Стоматологии Москвы
- Кулинарные рецепты
- Шоппинг
- Рассказы о родах в Москве
- Услуги, курсы, скидки
- Обзор детских товаров
- КЛУБ по интересам
- Энциклопедия для Мам
- Наши встречи и акции
- Видео сайта Мама
- Мамам Маркет
- Справочник заведений
- Форум Мамам
- Интернет Магазины
- Фильмы, Мультфильмы
- Городская афиша
- Живая лента событий сайта
- Пользователи сайта
- Фото конкурсы
- Фотографии пользователей
- Новости на сайте
- Статьи и обзоры
- Лента покупок на сайте
- Популярные товары
- Купить рекламу на сайте
- Связаться с администрацией
«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают».
Yейропсихология – это отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.
Не понятно, не правда ли?! Но давайте по порядку. Основателем нейропсихологии в нашей стране является А.Р.Лурия. Он и его коллеги определили, что в головном мозге имеется три функциональных блока. Их правильное взаимодействие ведет к скоординированной и четкой работе мозга, и при этом мы можем правильно выполнять любые действия (от самых простых и до более сложных, дифференцированных). Если это применить к детям, то получается, что сложности и не точности в работе какого либо блока приводят к различным рода трудностям (как дома, так и в школе). Точно установить и проанализировать проблемы ребенка позволяет нейропсихологическое обследование (так сказать количественный и, самое важное, качественный анализ проблем). Традиционное подобное обследование включает в себя ряд проб, предполагающих возможность произвольной регуляции ребенка, направленных на диагностику уровня сформированности произвольной регуляции ребенка, сформированность отдельных психических функций (мышление, память, речь), нейродинамического уровня (другими словами уровня работоспособности) и межполушарного взаимодействия.
Давайте разберемся, что за такие «волшебные» блоки мозга.
Первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования. Он обеспечивает регуляцию уровня тонуса нервной системы, бодрствования и активности, необходимую для осуществления любой произвольной деятельности. Если же возникают трудности в работе данного блока, то жалобами мам на своих детей выглядят следующим образом – «утомляем», «с первого раза не слышит», «быстро устает», «медленно выполняет задания», «трудно концентрировать внимание». А так же может наблюдаться:
- гиперактивность;
- капризность;
- малоподвижность;
- патологическая лень и патологическое упрямство.
В школе – затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование), мышление неконкретно, эхолалия, эхопраксия, темп деятельности снижен, могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение давление.
Причины возникновения – повреждающие факторы в период внутреутробного развития ребенка: заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; вредные привычки матери, небагоприятная экологическая среда, стрессы, испуги, неблагоприятный эмоциональный фон матери.
Такие трудности будут проявляться в любой работе, требующей хоть капли усиленной концентрации. И в таком случае, даже если ребенок психологически готов к школе, будут продолжать нарастать напряжение, приводящее к постепенному нарастанию истощения, и ребенка хватит на первую четверть учебного года. Важно отметить, что подобные трудности присутствуют у данного ребенка и в более младшем возрасте. Поэтому своевременное обращение к специалисту приводит к значительному снижению дефектов.
Для нормализации данного блока обычно предполагаются различные дыхательные упражнения (с разрешения невролога), массаж, сбалансированный режим дня, снижение нагрузок, а также обеспечение неврологического здоровья ребенка, развитие вестибулярно-моторных координаций, развитие лобных структур головного мозга.
Второй блок – блок приема, переработка и хранения информации. Функционирование данного блока обеспечивается работой корковых, затылочных, височных и теменных областей мозга. Структуры второго блока мозга обеспечивают обработку информации, поступающей из внешнего мира (например, распознавание фонем в потоке слышимых звуков, опознание зрительного образа, удержание в памяти последовательности звуков, припоминание название предмета и т.д.). Одной из наиболее сложных способностей, связанных с работой этих структур, являются пространственно-временные представления (позволяющие ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве, оценивать расположение предметов, расстояния, понимать вербальные конструкции («справа от..», «позади», «до обеда», « за пять минут до..»). И в связи с этим такому ребенку будет сложно запомнить где право, а где лево; ориентироваться на местности; сложно запомнить времена года, дни недели и сложно овладеть счетными операциями. После этого идет формирование квазипространственных отношений, отражающие не пространственные, а логические отношения. В таком случае, ребенок имеющий трудности не может понять разницы в таких словосочетаниях как «мамина подружка» и «подружка мамы», «брат отца» и «отец брата», «Петя обижен на Ваню» и т.д. Конечно, все подобные трудности устранить очень сложно, опять же повторюсь, что раннее обращение к специалисту может облегчить ребенку освоение нового материала.
Третий функциональный блок - блок регуляции, программирования и контроля – обеспечивает реализацию активной сознательной психической деятельности, благодаря чему человек формирует планы и программы своих действий. Этот блок «базируется» в лобных структурах, поэтому трудности, к примеру, в кровообращении в этой зоне, поражения или просто несформированность, часто приводит к:
- повышенной утомляемости;
- отвлекаемости;
- часто ребенок равнодушен ко всему окружающему;
- имеет проблемы с логикой;
- самоконтролем, речью и эмоциями.
А также возможны:
- нарушение социальной адаптации к новым условиям;
- наблюдается тенденция к упрощению программы;
- речь бедная; фразы примитивные;
- не запоминаются простейшие правила;
В письме - характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; слова, предлоги, слоги не дописываются.
Причины несформированности данного блока часто бывают – родовая травма шейных отделов спинного мозга; внутричерепное давление; общий наркоз; сотрясение мозга; эмоциональный стресс.
Скорректировать проблемы можно: обеспечение неврологического здоровья ребенка; развитие межполушарного взаимодействия; развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, рефлексия.
Остается главный вопрос – «что с этим делать?!»
Итак, чтобы я посоветовала перво-наперво сделать – это обратиться к грамотному неврологу, для уточнения правильного/точного статуса ребенка, проведение дополнительных процедур (возможно ЭЭГ, УЗДГ и т.д.), назначение, по необходимости, медикаментозного подкрепления, а также дыхательных гимнастик, массажа и др. Во-вторых, если ваш ребенок школьник (особенно первоклассник) – снизить нагрузку. Не нагружайте ребенка всяческими кружками, а выберите что-то одно (самое необходимое для ребенка, что актуально в данный момент, что действительно помогает ему сформировать необходимые навыки). Грубо говоря, необходима оптимизация нагрузки ребенка, их сбалансировка. По мере того как ребенок освоится, и его уровень работоспособности повысится можно включать дополнительные задания, но очень аккуратно.
Важен также режим сна, у школьника он должен быть примерно 10 часов. Не нагружайте ребенка активностью перед сном, переход ко сну должен быть плавным, снижайте просмотр телевизора, компьютерные игры.
В-четвертых, начните с себя. Проблемы начинаются «с головы», «сверху». Посмотрите, как Вы общаетесь с ребенком – он как зеркало Вам все отразит. Чего боитесь Вы- будет отражаться на ребенке. Будьте организатором для ребенка, соблюдайте границы (как Ваши, так и ребенка). Если возникают подобного рода проблемы, не бойтесь обратиться к семейному психологу! Попросить помощи – не стыдно, важно то, что Вы более качественно сможете помочь себе и Вашему ребенку!
В-пятых, работайте совместно с психологами, логопедами, дефектологами и т.д.
Тэги: нейропсихология помощь детям развитие ребенка коррекционные занятия помощь в обучении
Похожие статьи
«Нейропсихология!?…что и с чем это кушаю...
ольга нейропсихологНейропсихология реально работает!! Видимые изменения начинаются уже с середины занятий. Все проблемы, описанные выше, решаются в том числе и с по...
Читать далееКуклы, как часть развития девочки
Eleonora"И кто не согласится, что из всех тайн, раскрытие которых наиболее интересует человеческое существование, тайна куклы есть самая существенная, са...
Читать далее0 комментариев
Пока нет сообщений