Забыл? (Как запоминать слова...) часть 3

Автор: TatianaMTV 20:34, 21 Апреля 2017 280 0 0


Забыл? (Как запоминать слова...) часть 3

В предыдущих частях  мы обсудили общие подходы к запоминанию иностранных слов, а также рассмотрели некоторые конкретные способы запоминания и отдельные распространенные упражнения по заучиванию. Сегодня мы остановимся на ассоциативном методе запоминания, который стал особенно популярен лет 20 назад.

Если задуматься – каждый хоть раз в своей жизни интуитивно применял этот метод. И чем сильнее у человека образное воображение – тем сильнее у него развивается ассоциативное мышление. То есть, к нему больше склонны интуиты, а не аналитики. В то же время, ассоциативное мышление можно тренировать, одновременно развивая концентрацию внимания. И если развивать ассоциативное мышление у аналитика и логика, то это одновременно обогащает таких людей как личность, учит их чувствовать и ценить искусство и мир эмоций во всех их проявлениях.

Ассоциативный способ и его варианты встречается также под другими названиями: метод ассоциативных связей, метод цепочки ассоциаций, цепной метод запоминания.

Итак, способ этот не нов. Но, замечу, успех изучения языка зависит не от новизны метода, а от умения правильно его использовать. Чтобы выучить язык, надо знать также и подробную технологию применения данного метода.

Суть данного способа в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Еще Ломоносов в своем труде «Риторика» сформулировал, что ассоциация «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые». И привел в пример цепочку рассуждений: корабль – море – буря – волны – берег – камни. Если же рассмотреть первое и последнее слово этой цепочки ассоциаций кораблькамни, то на первый взгляд может показаться, что никакой смысловой связи между ними нет.

Итак, на основе звучания иностранного слова вы создаете образ.

Полученный образ с помощью метода ассоциаций связываете со значением этого слова.

Если нужно использовать запомненное таким образом слово вы с помощью ассоциации извлекаете нужный образ из памяти и восстанавливаете его звучание.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Особенно подходит этот способ тем, у кого яркое образное воображение и хорошая зрительная память.

В педагогике и психологии различают несколько разных принципов образования ассоциаций:

  1. по сходству/контрасту. Например, при заучивании слова crane (журавль) я обычно фокусирую внимание детей на внешнем сходстве фигуры журавля и строительного крана (и еще изображаю рукой – язык  жестов!).
  2. по подобию/отличию. Тут и пример приводить не надо – все мы заучивали когда-то Adverbs of Frequency, то есть наречия частоты совершения действий в Present Simple. У хорошего учителя они всегда идут списком от наиболее частых до наиболее редких, то есть от always до never. Потому что так запоминать легче!
  3. по смежности в пространстве/времени. Здесь  я, объясняя слово glass (стекло), пользуюсь тем, что ношу очки и буквально постукиваю ногтем по стеклу. То есть, glass – это стеклышко, в которое смотрит мой глаз.
  4. по причинно-следственной связи. Тут уместно вспомнить, как я школе выучила слово compete/кэмпИт/ (соревноваться). Представляла соревнование по бегу, в конце которого все страдают от жажды и пьют компот из стаканов на подносе, как в школьной столовой. Или слово value/вЭлью – валюта это ценность.
  5. по фонетическому созвучию. Здесь совершенно неограниченное поле деятельности, поскольку есть слова, перешедшие к нам от наших индоевропейских предков (они часто бывают созвучны (two/ту – twa/тва – два или, допустим, goose/гууз - гусь ), а есть заимствованные как самими англичанами, так и нами из древнегреческого (heroгерой), латыни (popular популярный), современных языков (yachtяхта, visitнавещать, совершать визит). Есть и просто слова, созвучные лично для вас: house/хаус – это дом, в котором хаос, неубрано.
  6. и, наконец, свободные ассоциации, или выдуманные сюжеты. При знакомстве со словом вы фиксируете, с каким понятием или сюжетом оно у вас ассоциируется (созвучно или логично). Например, если в школе ты упал и разбил нос, то идешь к медсестре nurse. Или есть у тебя огромная фисташка, чтобы ее расколоть, ты ударяешь по ней кулаком fist. Один мой знакомый запомнил слово escape по цепочке: ископаемый динозавр – его выкапывают – он убегает.

В 90-е годы самым активным популяризатором ассоциативного метода заучивания иностранных слов выступал Самвел Гарибян. Сам он окончил юридический факультет Ростовского университета,  с детства отличался хорошей памятью. В конце 80-х он начал заниматься разработкой мнемонических методик. В основе его оригинальной техники  лежат эмоциональность и образность, которые свойственны процессу обучения детей. Его личные достижения и способности дважды были зафиксированы "Книгой рекордов Гиннесса". Гарибян написал серию книг «Английский без Английского», которые являются словарями с ассоциативными ключами запоминания каждого слова. Лично мне подавляющая часть созвучий кажется сильно натянутой (ибо очень приблизительны), однако собственная моя дочь, например выучила слово permission/пермИшн  по ключу «первым Миша Горбачев разрешил гласность». Так что, ничего не отвергайте с порога, не попробовав.

Ну, и несколько важных условий при использовании этого метода. Ассоциативный способ запоминания сам по себе очень неплох, но если только ассоциация напрашивается сама собой, а не выдумывается искусственно. И он гораздо лучше работает на детях, чем моложе – тем лучше, так как у них еще есть полет фантазии, данный каждому из нас от природы и исчезающий с возрастом.

И есть два минуса.

Во-первых, велика опасность, что вы будете произносить английское слово на русский манер.

Во-вторых, часто ассоциации вытесняют значение самого слова.

И в заключение еще раз хотелось бы напомнить, что каждый человек являет собой произвольную смесь (иногда в равных долях, без превалирования) разных психотипов.  Если вы попробуете разные методы заучивания – вы увидите, что что-то вам подходит больше, а что-то меньше. И , следовательно, люди, которые ругают метод Самвела Гарибяна – просто логики и аналитики, которым он не подходит. Именно поэтому разумнее всего сочетать разные способы запоминания, чередуя их. И ни в коем случае не отвергая ни одного из них.

Успехов вам в изучении нашего самого легкого и удобного в Европе языка!

Тэги: английский язык заучивание слов учеба память мнемотехника обучение детей развитие памяти методы заучивания ассоциативный метод цепной метод


Похожие статьи

Русские слова с английским происхождением-4

Сегодня мы рассмотрим слова, которые пришли в русский язык в самом конце XIX века. Вы узнаете, какое отношение туризм имеет к бальным танцам, спина&nb...;

Читать далее
Что такое «гармоничное развитие детей» и в каком возрасте самое время им заняться

Развиваем мы детей наших любимых. Развиваем туда и сюда и во всех направлениях. И в футбол они у нас играют, и ...;

Читать далее
Забыл? (Как запоминать слова...) часть 2

В первой части мы обсудили общие подходы к запоминанию иностранных слов. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных способов запоминания и отдельных ра...

Читать далее

0 комментариев

Пока нет сообщений