- Кукольный театр, концерты
- Площадки, парки, ZOO
- Больницы Москвы
- Женские консультации
- Мед. центры Москвы
- Поликлиники Москвы
- Роддома Москвы
- Стоматологии Москвы
- Кулинарные рецепты
- Шоппинг
- Рассказы о родах в Москве
- Услуги, курсы, скидки
- Обзор детских товаров
- КЛУБ по интересам
- Энциклопедия для Мам
- Наши встречи и акции
- Видео сайта Мама
- Мамам Маркет
- Справочник заведений
- Форум Мамам
- Интернет Магазины
- Фильмы, Мультфильмы
- Городская афиша
- Живая лента событий сайта
- Пользователи сайта
- Фото конкурсы
- Фотографии пользователей
- Новости на сайте
- Статьи и обзоры
- Лента покупок на сайте
- Популярные товары
- Купить рекламу на сайте
- Связаться с администрацией
Забыл? (Как запоминать слова...) часть 3
В предыдущих частях мы обсудили общие подходы к запоминанию иностранных слов, а также рассмотрели некоторые конкретные способы запоминания и отдельные распространенные упражнения по заучиванию. Сегодня мы остановимся на ассоциативном методе запоминания, который стал особенно популярен лет 20 назад.
Если задуматься – каждый хоть раз в своей жизни интуитивно применял этот метод. И чем сильнее у человека образное воображение – тем сильнее у него развивается ассоциативное мышление. То есть, к нему больше склонны интуиты, а не аналитики. В то же время, ассоциативное мышление можно тренировать, одновременно развивая концентрацию внимания. И если развивать ассоциативное мышление у аналитика и логика, то это одновременно обогащает таких людей как личность, учит их чувствовать и ценить искусство и мир эмоций во всех их проявлениях.
Ассоциативный способ и его варианты встречается также под другими названиями: метод ассоциативных связей, метод цепочки ассоциаций, цепной метод запоминания.
Итак, способ этот не нов. Но, замечу, успех изучения языка зависит не от новизны метода, а от умения правильно его использовать. Чтобы выучить язык, надо знать также и подробную технологию применения данного метода.
Суть данного способа в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Еще Ломоносов в своем труде «Риторика» сформулировал, что ассоциация «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые». И привел в пример цепочку рассуждений: корабль – море – буря – волны – берег – камни. Если же рассмотреть первое и последнее слово этой цепочки ассоциаций корабль — камни, то на первый взгляд может показаться, что никакой смысловой связи между ними нет.
Итак, на основе звучания иностранного слова вы создаете образ.
Полученный образ с помощью метода ассоциаций связываете со значением этого слова.
Если нужно использовать запомненное таким образом слово вы с помощью ассоциации извлекаете нужный образ из памяти и восстанавливаете его звучание.
Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Особенно подходит этот способ тем, у кого яркое образное воображение и хорошая зрительная память.
В педагогике и психологии различают несколько разных принципов образования ассоциаций:
- по сходству/контрасту. Например, при заучивании слова crane (журавль) я обычно фокусирую внимание детей на внешнем сходстве фигуры журавля и строительного крана (и еще изображаю рукой – язык жестов!).
- по подобию/отличию. Тут и пример приводить не надо – все мы заучивали когда-то Adverbs of Frequency, то есть наречия частоты совершения действий в Present Simple. У хорошего учителя они всегда идут списком от наиболее частых до наиболее редких, то есть от always до never. Потому что так запоминать легче!
- по смежности в пространстве/времени. Здесь я, объясняя слово glass (стекло), пользуюсь тем, что ношу очки и буквально постукиваю ногтем по стеклу. То есть, glass – это стеклышко, в которое смотрит мой глаз.
- по причинно-следственной связи. Тут уместно вспомнить, как я школе выучила слово compete/кэмпИт/ (соревноваться). Представляла соревнование по бегу, в конце которого все страдают от жажды и пьют компот из стаканов на подносе, как в школьной столовой. Или слово value/вЭлью – валюта это ценность.
- по фонетическому созвучию. Здесь совершенно неограниченное поле деятельности, поскольку есть слова, перешедшие к нам от наших индоевропейских предков (они часто бывают созвучны (two/ту – twa/тва – два или, допустим, goose/гууз - гусь ), а есть заимствованные как самими англичанами, так и нами из древнегреческого (hero – герой), латыни (popular – популярный), современных языков (yacht – яхта, visit – навещать, совершать визит). Есть и просто слова, созвучные лично для вас: house/хаус – это дом, в котором хаос, неубрано.
- и, наконец, свободные ассоциации, или выдуманные сюжеты. При знакомстве со словом вы фиксируете, с каким понятием или сюжетом оно у вас ассоциируется (созвучно или логично). Например, если в школе ты упал и разбил нос, то идешь к медсестре nurse. Или есть у тебя огромная фисташка, чтобы ее расколоть, ты ударяешь по ней кулаком fist. Один мой знакомый запомнил слово escape по цепочке: ископаемый динозавр – его выкапывают – он убегает.
В 90-е годы самым активным популяризатором ассоциативного метода заучивания иностранных слов выступал Самвел Гарибян. Сам он окончил юридический факультет Ростовского университета, с детства отличался хорошей памятью. В конце 80-х он начал заниматься разработкой мнемонических методик. В основе его оригинальной техники лежат эмоциональность и образность, которые свойственны процессу обучения детей. Его личные достижения и способности дважды были зафиксированы "Книгой рекордов Гиннесса". Гарибян написал серию книг «Английский без Английского», которые являются словарями с ассоциативными ключами запоминания каждого слова. Лично мне подавляющая часть созвучий кажется сильно натянутой (ибо очень приблизительны), однако собственная моя дочь, например выучила слово permission/пермИшн по ключу «первым Миша Горбачев разрешил гласность». Так что, ничего не отвергайте с порога, не попробовав.
Ну, и несколько важных условий при использовании этого метода. Ассоциативный способ запоминания сам по себе очень неплох, но если только ассоциация напрашивается сама собой, а не выдумывается искусственно. И он гораздо лучше работает на детях, чем моложе – тем лучше, так как у них еще есть полет фантазии, данный каждому из нас от природы и исчезающий с возрастом.
И есть два минуса.
Во-первых, велика опасность, что вы будете произносить английское слово на русский манер.
Во-вторых, часто ассоциации вытесняют значение самого слова.
И в заключение еще раз хотелось бы напомнить, что каждый человек являет собой произвольную смесь (иногда в равных долях, без превалирования) разных психотипов. Если вы попробуете разные методы заучивания – вы увидите, что что-то вам подходит больше, а что-то меньше. И , следовательно, люди, которые ругают метод Самвела Гарибяна – просто логики и аналитики, которым он не подходит. Именно поэтому разумнее всего сочетать разные способы запоминания, чередуя их. И ни в коем случае не отвергая ни одного из них.
Успехов вам в изучении нашего самого легкого и удобного в Европе языка!
Тэги: английский язык заучивание слов учеба память мнемотехника обучение детей развитие памяти методы заучивания ассоциативный метод цепной метод
Похожие статьи
Русские слова с английским происхождение...
TatianaMTVСегодня мы рассмотрим слова, которые пришли в русский язык в самом конце XIX века. Вы узнаете, какое отношение туризм имеет к бальным танцам, спина&nb...;
Читать далееРазвиваем мы детей наших любимых. Развиваем туда и сюда и во всех направлениях. И в футбол они у нас играют, и ...;
Читать далееЗабыл? (Как запоминать слова...) часть 2
TatianaMTVВ первой части мы обсудили общие подходы к запоминанию иностранных слов. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных способов запоминания и отдельных ра...
Читать далее0 комментариев
Пока нет сообщений